При всей своей сиропной сладости мед — одно из самых трудолюбивых творений природы: богатый антиоксидантами, он одновременно является мощным увлажнителем, то есть способен притягивать и удерживать влагу, и насыщен мощными антибактериальными соединениями. Поэтому неудивительно, что оно издавна ценится за свои лечебные и косметические свойства: Она упоминается в рецептах целебных мазей, которые были вырезаны на глиняных табличках древними шумерами около 2000 года до н.э. (и позже обнаружены на территории современного Ирака). Говорят, что Клеопатра регулярно купалась в молоке, настоянном на золотистой жидкости.
А женщины в Китае эпохи династии Мин использовали его для удаления пятен.В последние годы, несмотря на научные достижения в области ухода за кожей, мед не только не утратил, но и усилил свое значение в наших программах. Клэр Марин, пчеловод и владелица компании Catskill Provisions, специализирующейся на производстве продуктов питания и спиртных напитков из меда, расположенной на севере штата Нью-Йорк, обнаружила, что ее клиенты часто используют два сезонных сорта этого вещества — оба собираются в Катскиллах, более темная осенняя партия со вкусом клена и каштана из рациона пчел, а весенняя версия отличается более легкими нотками клевера и яблока — как увлажняющий крем, нанося его на руки и лицо в сухие зимние месяцы. (Этому приему Марин научилась сама, когда росла в Испании, где, по ее словам, «мед является частью повседневной жизни»).
И по мере того, как индустрия красоты все больше склоняется к натуральным и экологически ориентированным практикам, бренды по уходу за волосами и кожей также все чаще обращаются к меду как к эффективному восстанавливающему ингредиенту. «Пчелы — основа нашей жизни и нашей деятельности», — говорит Негин Мирсалехи, которая в 2013 году основала линию Gisou в Нидерландах. Ее отец, пасечник в пятом поколении, завел пчелиный сад — большую коллекцию ульев — в Алмере в 1970-х годах. «Когда мы росли, — говорит Мирсалехи, — мы использовали наш урожай для всего: от заживления порезов и царапин до смягчения боли в горле и питания волос». Сегодня она поставляет весь мед для формул Gisou, в том числе для масла для волос с добавлением меда (87 долларов), в котором этот ингредиент смешивается с кокосовым и миндальным маслом и был адаптирован по рецепту матери Мирсалехи.
Когда речь идет об уходе за кожей, предполагаемые преимущества меда не менее впечатляющи. В прошлом году новые данные о способности этого вещества лечить раны вдохновили французскую косметическую компанию Guerlain на открытие Bee Lab — платформы, посвященной изучению насекомых и биологических свойств меда. Среди результатов этой инициативы — Abeille Royale
Advanced Youth Watery Oil (135 долларов), сыворотка, на 95% состоящая из натуральных ингредиентов, включая мед черной пчелы из Уэссана, Франция, и маточное молочко, богатое питательными веществами студенистое вещество, производимое рабочими пчелами, которое призвано ускорить увлажнение и восстановление кожи.The Bee Lab следует строгим правилам сбора урожая, чтобы обеспечить максимальную защиту этого вида, находящегося под угрозой, как и Mahoni, лондонский бренд красоты и здоровья, основанный Виолой Блох в 2020 году. Блох, которая оставила карьеру в СМИ, чтобы основать свою компанию, была вдохновлена целебными свойствами меда манука — редкого сорта, который содержит уникально высокий уровень антибактериального соединения метилглиоксаля и производится исключительно пчелами, опыляющими дерево манука — ароматный кустарник, растущий только в Новой Зеландии и некоторых районах Австралии. Мазь Skin Remedy (59 долларов), состоящая из чистого меда мануки, предназначена для использования на пятнах, но ее также можно наносить на губы, чтобы сохранить влагу.
Мед мануки можно найти и в сыворотке Skin Regenerative Serum (325 долларов) калифорнийского бренда по уходу за кожей Eighth Day, в состав которой он входит благодаря своему заживляющему и повышающему иммунитет эффекту. А если само дерево манука привлекает больше, чем пчелиный продукт, то осветляющая сыворотка L’Elixir de Manuka ($101) от ванкуверского бренда по уходу за натуральной кожей Okoko Cosmétiques содержит экстракт, полученный непосредственно из листьев растения.Многие из самых роскошных продуктов с добавлением меда также призваны вызвать в памяти медленный, ритуальный характер самого пчеловодства. Бархатная маска для сна от Sisley-Paris (152 доллара) и маска для лица с куркумой и медом от Mary Louise Cosmetics (38 долларов) — первая сделана на основе тимьянового меда, известного своими успокаивающими кожу свойствами, вторая — на основе органического сырого меда и куркумы, снимающей воспаления, — предназначены для применения несколько раз в неделю, в спокойный момент ухода за собой. Немецкий бренд Augustinus Bader, тем временем, отреагировал на ритуал, который кажется особенно актуальным в наше время — частое мытье рук. В его восстанавливающем средстве для рук (53 доллара), представленном в прошлом году, используется органический липовый мед из Болгарии, который смягчает кожу и защищает ее естественный барьер, делая руки более устойчивыми к иссушающему воздействию регулярного мытья. В трудные времена мы можем даже рассматривать мед как символ стойкости, предлагает Марин, которая в последние годы стала свидетелем гибели ульев из-за все более экстремальных погодных явлений. В ответ на наш быстро меняющийся мир «пчелы демонстрируют невероятную способность к адаптации», — говорит она. Я всегда возвращаюсь к одной мысли: «Природа — это надежда».